Спорт
- Все
- Авиационные
- Боевые искусства
- Борьба
- Бразильские
- Водные
- Всемирные
- Вьетнамские
- Зимние
- Игровые
- Игры с мячом
- Инвалидные
- Индивидуальные
- Интеллектуальные
- Китайские
- Командные
- Корейские
- Летние
- Национальные
- Неофициальные
- Олимпийские
- Официальные
- Прикладные
- Российские
- Силовые
- Сложнокоординационные
- Спортивные единоборства
- Технические
- Циклические
- Экстримальные
- Японские
Паркур
Паркур — искусство перемещения и преодоления препятствий. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. Основан группой французов (Давид Белль, Себастьян Фукан и другие). В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах. Сутью паркура является движение и преодоление препятствий различного характера. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и тренировок).
Определения, цели и ограничения
Паркур — дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Основные факторы, используемые трейсерами (то есть людьми, занимающимися паркуром): сила и верное её приложение, умение быстро оказаться в определённой точке пространства, используя лишь своё тело. Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ, есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть. Основные ограничения в паркуре накладываются тремя его аксиомами: Безопасность, Эффективность, Простота. Все, что идет в разрез с ними выходит за рамки паркура. Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет использовать только собственное тело и развивать навыки поведения в условиях «здесь и сейчас». Деревья, стены, крыши, парапеты и перила — обыкновенные препятствия трейсера. Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности. Паркур не является видом спорта, который подразумевает состязания, конкуренцию, и стремление победить соперника. Идеология паркура отрицает данные принципы, паркуру чужды «показушность» и соревновательность. В этом в частности одно из его отличий от фрирана. Для того, чтобы заниматься паркуром, человеку необходимо развиваться в целом ряде дисциплин. Прежде всего, необходимо познать себя, стремясь создать гармонию между телом и духом, оценить свои нынешние возможности и начать бороться со своими недостатками, страхами. Наиболее всего для этого подходит йога. Также хорошим способом воспитания духа являются единоборства, где постоянно приходится бороться с психологическим фактором, нарабатывая стремление побеждать себя. Для развития навыков перемещения помогут лёгкая атлетика, скалолазание. Немаловажную роль также играет правильное питание трейсера. При занятии паркуром тело испытывает большие нагрузки и при плохом или несбалансированном питании ослабленный организм получает большой стресс, в результате чего тренировки становятся малоэффективными.
Философия паркура и позиция Давида Белля
Паркур — это максимально органичное перемещение в окружающей обстановке (например, в городе). Это искусство свободно перемещаться сквозь окружающее пространство. Паркур состоит из элементов, естественных для человеческого тела, он основан на 'натуральном методе' (methode naturelle) и создан для помощи людям. Сам Давид Белль расширяет понятие паркура до философии, иного образа мышления и взгляда на мир. Это в конечном итоге позволяет по другому смотреть на окружающее пространство, воспринимая «весь мир как тренировочную площадку», не создавая самому себе границ; мысленно превращать в голове обычные преграды в препятствия и находить способы их преодоления, не только на тренировке, но и всюду в повседневной жизни.
Отличие от фрирана
Когда Себастьян Фукан расстался с Давидом Беллем, он сформировал свое видение паркура, которое назвал фрираном. Если паркур заключался в рациональном преодолении препятствий, то суть фрирана — в том, чтобы сделать преодоление препятствий красивым и зрелищным, пусть даже в ущерб практичности; преодоление препятствий ради самого процесса, а не для достижения финишной точки трассы. Помимо и благодаря зрелищности фриран позволял использовать себя в целях привлечения к себе внимание, а равно и в коммерческих целях. Сам Себастьян Фукан стал активно использовать фриран для съемок в фильмах, музыкальных клипах и рекламных роликах.
Отношение к экстриму и акробатическим трюкам
Паркур не является экстримом. Экстрим это экстраординарные действия, связанные с опасностью для жизни и направленные на получение адреналина. Паркур же не ставит своей целью получение адреналина от выполнения опасных действий. В паркуре каждое действие направлено на изучение возможностей своего тела и, в конечном итоге, на расширение этих возможностей. Это делает паркур в чистом виде больше похожим на философию саморазвития, чем на экстремальное развлечение. По этой же причине в настоящем паркуре в особом смысле нет акробатики. Исполнение акробатических элементов на улице, называемое акростритом (acrostreet), не является частью паркура, но акробатику можно использовать в перемещении, если оно не тормозит движение или же можно выполнить акробатический элемент завершив этим движение. Несмотря на то, что элементы паркура могут быть похожи на акробатические трюки, на самом деле в них нет большой сложности и опасности при выполнении даже для человека среднего уровня развития. Все элементы паркура, выведенные из «Натурального метода», естественны для человеческого тела, их назначение — позволить преодолевать препятствия с минимальными затратами сил. Акробатика чаще всего невозможна для выполнения неподготовленными людьми, требует повышенного напряжения сил и связана с риском для здоровья. Но главное — она никаким образом не позволяет облегчить или упростить преодоление препятствий, то есть сделать то, что паркур ставит перед собой основной задачей. Разумеется, желание выполнять те или иные трюки и элементы остается личным выбором каждого. Но занимаясь акробатикой, следует четко разделять, где проходит паркур, а где он заканчивается и начинается акрострит. Особенно это касается детей, как наиболее подверженных эмоциональным порывам выполнить те удивительные трюки, которые они увидели на экране: так как они не способны реально оценивать необходимый уровень подготовки и степень опасности этих трюков, они больше всех подвержены риску получить травмы.
История паркура. «Натуральный метод»
Перед Первой Мировой Войной во Франции создается так называемый «Натуральный метод» (фр. Methode naturelle) движения. Автором метода стал Жорж Герберт (фр. Georges H), живший с 1875 по 1957 год и служивший в морском флоте Франции. Руководствуясь своими познаниями и опытом, который он получил в результате экспедиций в Африку, где проводил наблюдения за аборигенами, за тем как они охотятся и двигаются, он создал новую универсальную дисциплину для своих солдат. Она включала в себя развитие трех направлений: силы воли, моральных качеств и физической силы. Составляющие дисциплины — бег, прыжки, скалолазание, самооборона и общефизическая подготовка — являлись базовыми составляющими «Натурального метода». Метод показал себя очень действенным и эффективным на протяжении Первой и Второй мировых войн. Раймонд Белль (1939), служивший в вооруженных силах Франции, практиковал «Натуральный метод». После окончания службы он пошёл в пожарную охрану. Его физические способности и навыки не раз помогали ему спасать людей в ситуациях, где техника была бессильна. Он быстро стал известен как один из самых ловких и сильных пожарных своего полка. Был чемпионом по скоростному карабканью по канату, совершил несколько подвигов при спасении людей и был награждён за свою храбрость медалями.
«Ямакаси» и появление паркура
Сын Раймонда Белля — Давид (1973), с детства старался подражать своему отцу, занимался гимнастикой, легкой атлетикой, боевыми дисциплинами. Именно он собрал первую команду «Yamakasi» («ямакаси»), с которой много лет тренировался в городе Лисс. В начале это были всего лишь детские игры, но потом стало понятно, что это целая тренировочная дисциплина, имеющая свои элементы, законы и правила. Получив определенную известность, «Ямакаси» получили предложение принять участие в гастролях всемирно известного мюзикла «Notre Dame de Paris». Давид Белль и Себастьян Фукан отказались от участия в гастролях, остальные же члены команды согласились и подписали двухгодичные контракты на участие в мюзикле в роли ловких воришек.
Развитие паркура и возникновение фрирана
Белль и Фукан принялись в одиночку заниматься развитием паркура, создавая команды трейсеров, давая уроки и объясняя философию паркура. Однако вскоре между Давидом и Себастьяном начались разногласия. Себастьян брал деньги за уроки паркура, в то время как Давид был против этого, поскольку это противоречит самой идее паркура. В конце концов они расстались, поскольку Себастьян не видел ничего плохого в том, чтобы превратить паркур в бизнес, что он и попытался воплотить в жизнь. Кроме того, Себастьян принимал участие в коммерческих проектах, участвовал в съемках фильмов, клипов и т. д. В конечном итоге Фукан сформировал свое видение паркура, которое назвал фрираном.
Российский паркур и возникновение Всемирной Ассоциации Паркура
В России существование паркура началось с команды «Tracers» из Москвы. Основатель команды Олег Краснянский первый посетил город Лисс и познакомился с Девидом Беллем. В 2004 году на пресс-конференции, связанной с Российской премьерой фильма «13 район», Давид Белль делает заявление об основании PAWA (Parkour Worldwide Association) — Всемирной Ассоциации Паркура, первым представительством которой становится российское. Олег Краснянский, основатель русской команды «The Tracers», объявлен главой этого представительства, и таким образом получает право вести российский паркур от имени Всемирной Ассоциации. Возникновение PAWA должно было дать толчок к развитию паркура по всему миру и отражать истинную суть дисциплины. Существование PAWA длится 2 года — с 2004 по 2006, за это время никаких масштабных шагов по развитию паркура от имени Всемирной Ассоциации не предпринималось. Однако вскоре после основания ассоциации, осенью 2006 года, Давид Белль заявляет о своем выходе из PAWA, мотивировав это тем, что он не может более контролировать деятельность всех отделений ассоциации и не готов подписаться под деятельностью PAWA в каждом конкретном случае. Следом российское представительство также прекращает свою работу.