Спорт
- Все
- Авиационные
- Боевые искусства
- Борьба
- Бразильские
- Водные
- Всемирные
- Вьетнамские
- Зимние
- Игровые
- Игры с мячом
- Инвалидные
- Индивидуальные
- Интеллектуальные
- Китайские
- Командные
- Корейские
- Летние
- Национальные
- Неофициальные
- Олимпийские
- Официальные
- Прикладные
- Российские
- Силовые
- Сложнокоординационные
- Спортивные единоборства
- Технические
- Циклические
- Экстримальные
- Японские
Джиу-джитсу
Джиу-джитсу (Дзюдзюцу - мягкий, гибкий, податливый, уступчивый, техника, способ) — «искусство мягкости» — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. Т.е., джиу-джитсу — искусство рукопашного боя, основным принципом которого является "мягкая", "податливая" техника движений.
Основной принцип
Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя в его действия нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке и тогда обратить силу и действия врага против него самого. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэй Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).
Философские основы
В течение жизни человек строит и укрепляет 4 основные стены своей "крепости", это:
- здоровье;
- социальный аспект (общение с окружающими);
- знания и работа;
- духовность.
Подразумевается, что в случае крушения одной из стен жизнь человека может рухнуть, как карточный домик.
Поэтому формированием этих четырех составляющих нужно начинать с самого раннего детства. Очень важно, чтобы ребенок, к моменту его выхода во взрослую жизнь, имел надёжную опору и "крепость" с прочным фундаментом.
Занятие дзю-дзюцу призвано формировать стойкий, мужественный характер, совершенствовать лучшие человеческие качества.
Основные особенности
Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и одоспешенного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.
Искусство дзю-дзюцу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ (рю).
Дзю-дзюцу широко практиковалось в армии, его изучали самураи.
До эпохи Эдо входило в состав школ, где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кэндзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.
Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава, когда после череды войн и смут настал продолжительный период мира. Тогда число рю достигало 700.
Основные отличия между школами заключались в постановке дыхания, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов.
Существует множество разновидностей дзюдзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзюдзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (то есть, броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзюдзюцу многие школы также обучали работе с оружием. Кроме названия «дзюдзюцу» также использовался ряд других терминов: «тайдзюцу», «когусоку», «торидэ», «хакуда» и «явара» и даже «дзюдо».
Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было, несомненно, эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.
Традиционные и современные школы
Несмотря на многие различия, общих черт в школах дзю-дзюцу было больше, что дало возможность создать в дальнейшем на его основе такие универсальные системы единоборств, как дзю-до и айки-до.
Дзю-дзюцу легло в основу Кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано).
В основу айкидо (О-сэнсэй Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу — Дайто-рю Айки-дзюдзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.
В IХ в. японский придворный врач Акаяма Сиробэй, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского ушу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу.
Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии Обучение базируется на комплексе формальных упражнений и различных формах их реализации. Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.
Современные школы создавались на базе традиционных. Цели изменений:
- создание специализированных направлений (например, для полицейских);
- приспособление для современных ситуаций самообороны;
- создание спортивных направлений.
Сегодня в дзю-дзюцу изучаются самые разнообразные техники в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике. Приемы дзю-дзюцу состоят на вооружении спецслужб многих стран мира, призванных защищать человечество "от сил зла".